Что такое Инвентаризация источников? Для ответа на этот вопрос рассмотрим государственные документы.
Ранее (до 2018 года) действовала «Инструкция по инвентаризации ...» 1991 года, которая предлагала следующее определение:
- Разработанный отчет представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе.
Такую формулировку дополняла «Методическое пособие по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 2012» и ГОСТ 17.2.1.04-77:
- Инвентаризация является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории хозяйствующего субъекта, количестве и составе выбросов.
Однако, в настоящее время действует Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 352 от 07.08.2018 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных ...», который уже вступил в силу. Теперь корректно следующее определение:
- Инвентаризация проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов в атмосферный воздух.
Из всего вышеизложенного мы понимаем следующее:
1. Инвентаризация источников проводится для всех юридических лиц, которые имеют стационарные источники выбросов (например, отопительный котёл);
2. Инвентаризация источников должна быть разработана «по новым правила». А именно в соответствии с Приказом № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников […]».
3. Инвентаризация является обязательным документом на любом производстве.
Зачем разрабатывать?
Причины выполнения Инвентаризации ИЗАВ «по новым правилам»:
1. Выполнение требования ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха». Юридические лица, имеющие источники проводят Инвентаризацию выбросов […];
2. Отсутствие Разрешения на выброс влечёт наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ. Предприятие может быть оштрафовано или приостановлено на срок до 90 суток;
3. Инвентаризация стационарных источников на объектах, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через 2 года после выдачи Разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов (п. 2 Приказа № 352 Об утверждении Порядка проведения инвентаризации […]).
Какие источники подпадают под действие Инвентаризации источников выбросов?
Извлечение
из Приказа МПР РФ № 352
Глава 1, п. 4. В качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются:
- ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов (далее — организованные ИЗАВ);
- ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа (далее — неорганизованные ИЗАВ);
- ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия (далее – точечные ИЗАВ, вид организованных ИЗАВ);
- ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, например, аэрационные фонари цехов (далее – >линейные ИЗАВ);
- ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (далее – площадные ИЗАВ, вид неорганизованных ИЗАВ).
[…]
Штраф
Статья 8.5 КоАП «Сокрытие или искажение экологической информации»: Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, наказывается административным штрафом:
- на должностных лиц от 3000 до 6000 рублей;
- на юридических лиц от 20000 до 80000 рублей.
Статья 8.21 КоАП «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха»: выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения наказывается административным штрафом:
- на должностных лиц от 40000 до 50000 рублей;
- на юридических лиц от 180000 до 250000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Состав отчёта
1. Титульный лист;
2. Сведения о разработчике и список исполнителей;
3. Содержание, состав, введение;
4. Сведения о хозяйствующем субъекте, объекте ОНВ, его отдельных территориях и производственной деятельности, включая сведения о количестве, характеристиках и эффективности ГОУ;
5. Описание проведенных работ по инвентаризации с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик выполнения измерений ЗВ и расчетного определения ЗВ;
6. Карта-схема территории объекта ОНВ (в масштабе) и ИЗАВ;
7. Характеристика ИЗАВ, показатели работы ГОУ, суммарные выбросы по объекту ОНВ;
8. Результаты определения выбросов ЗВ расчетными (балансовыми) методами, включающие, при необходимости, данные о расходах и составах сырья и топлива;
9. Результаты инструментального определения показателей выбросов с приложением соответствующих расчетов, актов отборов проб и протоколов анализов;
10. Документирование характеристик не стационарности выбросов;
11. Копии аттестата аккредитации привлекаемой аналитической лаборатории с приложением области аккредитации.
Содержание работ
- в начале работы мы запрашиваем необходимую информацию в электронном виде, для заочной подготовки к выезду специалиста. Далее определяется время выезда специалиста на предприятие;
- обследуется территория объекта, анализируется проектная документация, виды деятельности;
- выявляются все источники загрязнения атмосферы, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа;
- анализируются данные из систем автоматического контроля выбросов;
- систематизируются сведения о пространственном размещении источников загрязнения атмосферы;
- изучаются состояние и условия эксплуатации установок очистки газа;
- устанавливаются типы (организованный, неорганизованный), виды (труба, вентиляционная шахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и другие) и геометрические характеристики (длина, ширина, высота, при наличии устья — вид и размеры устья источника);
- определяются координаты;
- устанавливается качественный и количественный состав загрязняющих газов с учётом всех загрязняющих веществ;
- при необходимости проводится лабораторный контроль;
- документируются результаты.
Стоимость разработки Инвентаризации источников загрязнения атмосферы
Стоимость разработки Инвентаризации источников – от 20000 руб.*1
*1 стоимость сформирована для разработки Инвентаризации источников расчетным методом (до 5-ти источников), без лабораторных замеров.
Стоимость разработки Инвентаризации источников для вашего предприятия – по запросу.