Невозможность отбора проб на источнике выбросов. Что делать?

Одно из часто вменяемых предприятиям (со стороны Росприроднадзора) нарушений правил инвентаризация выбросов связано с использованием расчетных методов определения показателей выбросов в ситуации, когда, по мнению госоргана:

- имеется практическая возможность забора проб для определения показателей выбросов инструментальными методами (проведения инструментальных измерений);
- и, следовательно, должны быть применены именно инструментальные методы, а не расчетные.

Иногда госорган оказывается прав: нет оснований полагать, что возможности отобрать пробу нет.
  Но нередко также встречаются случаи, когда наличие возможности проведения инструментальных измерений является спорным.
Например, инспекторы Росприроднадзора, а также специалисты ЦЛАТИ не имеют возможности отобрать пробы на стационарных источниках выбросов.
  Как трактовать подобную ситуацию?
Пробу отобрать возможности нет. Это же является основанием, предоставляющим право применять расчетные методы!
 

Частые формулировки нарушений от Росприроднадзора:

- неправильная организация мест отбора проб со стороны предприятия свидетельствует о нарушении требований к проведению инвентаризации выбросов;
- или невозможность отбора проб на источнике является нарушением требований к осуществлению производственного экологического контроля (данная модель напрямую к инвентаризации не применима, но используется госорганом, в том числе для квалификации проведенной инвентаризации через ПЭК).


В принципе, вариации могут быть разные.
  Один из примеров формулировки Росприроднадзором нарушения, с которым мы встречались:
стационарные источники выбросов не оборудованы местами (точками) для отбора проб, точка отбора расположена на газоходе, не выполняется условие, при котором минимальная длина прямого участка газохода должна соответствовать 4-5 эквивалентным диаметрам, что не соответствует п. 2.3 ГОСТ 17.2.4.06-90.
  Подчеркнем: несмотря на то, что такое "нарушение" подается как неправильная организация инвентаризации выбросов, фактически речь идет о нарушении со стороны контролируемого лица положений государственного стандарта – ГОСТ 17.2.4.06-90.
  ГОСТ 17.2.4.06-90 "Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения" был утвержден и введен в действие Постановлением Госкомприроды СССР от 03.07.1990 г. № 27.
ГОСТ 17.2.4.06-90 устанавливает методы определения скорости и объемного расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения в газоходах и вентиляционных системах со скоростью не менее 4 м/с.
  Как можно защищаться против утверждения о нарушении требований данного государственного стандарта?
  Наиболее простой и прямолинейный метод – указание на необязательность применения ГОСТов.
Однако мы знаем примеры из практики, когда даже суды применяли положения ГОСТов как нормы, содержащие обязательные предписания для хозяйствующих субъектов.
  Поэтому ниже мы рассмотрим другой вариант защиты – позицию о том, что даже если ГОСТы и имеют какой-то оттенок обязательности (хотя это не так), проверка соблюдения положений таких документов в целом и ГОСТ 17.2.4.06-90, в частности, не допустима.
  Здесь нам понадобится обращение к Федеральному закону от 31.07.2020 г. № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Ведь когда инспектор пишет о том, что нарушен такой-то пункт ГОСТа, он в любом случае имеет в виду, что нарушено обязательное требование.
  На основании ч. 1 ст. 1 ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации":
обязательные требования – требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 15 ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации":
Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
  ГОСТ 17.2.4.06-90 введен в действие с 01.01.1991 г. (то есть до 01.01.2020 г.).
  Таким образом, с 01.01.2021 г.:
- не допускается оценка соблюдения положений ГОСТ 17.2.4.06-90;
- несоблюдение требований, содержащихся в ГОСТ 17.2.4.06-90, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
  Дополнительно укажем: в соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Правительство РФ определило перечень нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 не применяются.
То есть перечень таких актов, вступивших в силу до 01.01.2020 г., которые хотя прямо не отменены, но в их отношении допускается оценка соблюдения требований после 01.01.2021 г. и несоблюдение требований которых может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
  Такой перечень НПА установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2467.
ГОСТ 17.2.4.06-90 не включен в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2467.
  Таким образом, обозначенная выше защитная логика строится на следующем:
даже если исходить из того, что ГОСТ 17.2.4.06-90 содержит какие-то требования, и эти требования супер-важные и очень обязательные, начиная с 2021 года нельзя:
- проверять при проверках: соблюдаются ли требования данного ГОСТ;
- привлекать к административной ответственности в случаях, если требования данного ГОСТ не соблюдаются


Причины невозможности проведения отбора проб из источников выбросов:

1.   Несоответствие требованиям ГОСТ 17.2.4.06-90. Отбор проб должен проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ, которые определяют условия и порядок отбора проб. Если точки отбора проб не соответствуют этим требованиям, то результаты анализа могут быть недостоверными.
2.   Замена сырья. При замене сырья на производстве может измениться состав выбросов. Это может потребовать корректировки данных инвентаризации выбросов и повторного отбора проб.
3.   Изменение технологических процессов. Модернизация или изменение технологии производства может привести к изменению состава, объёма и массы выбросов. В этом случае также потребуется корректировка данных инвентаризации и повторный отбор проб.
4.   Невозможность доступа к источнику. Доступ к источнику или его оборудованию для отбора проб может быть ограничен по техническим причинам или из соображений безопасности. В этом случае необходимо найти альтернативные способы отбора проб или изменить технологию производства так, чтобы обеспечить доступ к источнику.
5.   Отсутствие мест для отбора проб. Стационарные источники выбросов должны быть оборудованы местами для отбора проб в соответствии с нормативными документами. Если таких мест нет, то необходимо их создать или выбрать другие места для отбора проб.
6.   Погодные условия. Неблагоприятные погодные условия, такие как сильный ветер, дождь или снег, могут затруднить или сделать невозможным отбор проб. В этом случае необходимо либо перенести отбор проб на более подходящее время, либо использовать специальное оборудование для защиты проб от воздействия погодных условий.
7.   Человеческий фактор. Ошибки персонала при отборе проб, такие как неправильное обращение с оборудованием или нарушение процедуры отбора, могут привести к получению недостоверных результатов. Чтобы избежать этого, необходимо проводить обучение персонала и контролировать процесс отбора проб.
8.   Технические неисправности. Неисправности оборудования для отбора проб, такие как поломка или загрязнение, могут сделать невозможным получение качественных проб. В этом случае необходимо заменить неисправное оборудование или провести его очистку и проверку.
9.   Правовые ограничения. В некоторых случаях отбор проб может быть запрещён или ограничен законодательством. Например, это может быть связано с необходимостью получения разрешения на отбор проб или с соблюдением конфиденциальности информации о производстве.
10.       Экономические факторы. Отбор проб может быть дорогостоящим процессом, особенно если он требует использования специального оборудования или привлечения квалифицированного персонала. В этом случае необходимо оценить экономическую целесообразность отбора проб и возможные последствия отказа от него.