Статья о требованиях к экспертному заключению по проекту СЗЗ

Сообщаем Вам, что данная статья устарела и может использоваться только для осведомительных целей, либо для расширения кругозора. На нашем сайте есть новые статьи, и мы рекомендуем обратить на них внимание:

Требования для объектов 3 категории НВОС

Требования для объектов 4 категории НВОС

Можно ли установить СЗЗ для чужого объекта?

Как учитывать передвижные источники выбросов?

При оформлении экспертного заключения по результатам проведённой санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта СЗЗ в содержательной части целесообразно предусмотреть изложение следующей информации:

 1. Наименование хозяйствующего субъекта, для промышленной площадки (далее - промплощадка) которого представлен проект расчётной СЗЗ, реквизиты хозяйствующего субъекта, наименование проекта СЗЗ.

 2. Статус объекта, для которого разработан проект СЗЗ (вновь строящийся, реконструируемый, технически перевооружаемый, действующий без перспективного увеличения мощности и др.).

 3. Описание исходной градостроительной ситуации и ее перспективного развития с учётом результатов её сопоставления экспертом с официальными публичными данными Правил землепользования и застройки населённого пункта, размещёнными на официальном сайте органов местного самоуправления и находящимися в общем доступе, а также имеющимися данными публичной кадастровой карты Росреестра.

 4. Количество всех земельных участков, на которых размещён или предполагается к размещению объект, с указанием их соответствия положениям пункта 3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в части вида хозяйственной деятельности на земельном участке, принадлежащем промышленному производству и объекту и оформленному в установленном порядке). Для обеспечения последующей идентификации границ промплощадки, от которой обосновывается размер и границы СЗЗ, рекомендуем указывать кадастровые номера упомянутых земельных участков.

В случае, если земельный участок не оформлен для ведения хозяйственной деятельности в установленном порядке, проект СЗЗ не может быть признан соответствующим пункту 3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. При этом доводы разработчиков проекта СЗЗ или хозяйствующих субъектов о том, что проект СЗЗ разработан как основание для внесения изменяя в утверждённую в градостроительную документацию или для изменения разрешённого вида использования земельного участка не является основанием для согласования таких проектов, т.к. установленная Градостроительным Кодексом Российской Федерации процедура изменения разрешённого вида использования земельного участка и состав представляемой для этого документации не предусматривают наличие согласованной расчётной СЗЗ для объекта, предполагаемого к размещению на этом земельном участке.

 5. Класс опасности объекта согласно санитарной классификации, предусмотренной СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В случае, если в состав объекта входят вспомогательные (обеспечивающие) структурные подразделения, имеющие свой класс опасности, перечислить все такие подразделения с указанием класса опасности и соответствующего пункта в санитарной классификации. В случае, если объект не внесён в санитарную классификацию, указать соответствующую информацию.

 6. Информацию о расстояниях от границ земельного участка объекта до границ существующих территорий и до ближайших границ перспективных к застройке территорий с нормируемыми показателями среды обитания (жилой застройки, образовательных учреждений, зон рекреации и др.), размещение которых предусмотрено Правилами землепользования и застройки населённых пунктов (в целях оценки соблюдения положений пунктов 5.1, 5.2 и 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

 7. Мощность объекта (существующая и/или перспективная по выпуску продукции, перерабатываемому сырью, добыче полезных ископаемых и др.) с описанием технологических процессов на объекте (его структурных подразделениях, имеющих свой класс опасности) и с указанием установленных факторов негативного воздействия (химический, биологический, физический). В случае, если какой-либо из этих факторов имеется на промплощадке, но не превышает нормативных значений на ее границе и на этом основании не включается в программу лабораторных наблюдений, необходимо описать это обстоятельство, обеспечив таким образом наличие анализа по всем возможным факторам негативного воздействия и обоснованно исключив из программы лабораторных наблюдений те из них, по которым объект не является источником негативного воздействия.

 8. Количество источников по каждому из факторов, итоговый перечень вредных веществ с учётом совокупности всех технологических процессов, по которым произведены расчёты рассеивания, с указанием применённых в расчётах разработанных в установленном порядке методик, что соответствует положениям пункта 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

 9. Формируемые загрязняющими веществами расчётные концентрации на границе расчётной СЗЗ и за ее пределами (с целью проверки возможного формирования максимальных значений ПДК за пределами расчётной СЗЗ при наличии на объекте источников средних и высоких нагретых выбросов).

 10. Наличие или отсутствие, с позиций гигиенической безопасности, необходимости выполнения мероприятий по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух, биологического и физического воздействия (пункт 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), а также мероприятий и средств на организацию СЗЗ, включая отселения жителей, в случае необходимости (пункт 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

 11. Перечень факторов негативного воздействия, подлежащих лабораторным исследованиям и измерениям, перечень загрязняющих веществ, исследование которых в атмосферном воздухе на границе расчётной СЗЗ и в жилой застройке целесообразно, а также адреса и координаты контрольных точек (при наличии такой возможности).

 12. Ориентирующую информацию для хозяйствующего субъекта о том, что установление окончательной СЗЗ осуществляется в порядке, предусмотренном главой IV СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, с указанием конкретного номера пункта, в соответствии с которым установление окончательной СЗЗ будет проведено для данного объекта. Отдельно обратить внимание хозяйствующего субъекта на то, что натурные исследования и измерения в целях подтверждения расчётных размеров СЗЗ и установления окончательной СЗЗ должны быть проведены после достижения объектом той проектной мощности, для которой была обоснована расчётная СЗЗ данного объекта.

 13. Выводы о соответствии (несоответствии) расчётной СЗЗ требованиям санитарного законодательства, регулирующего вопросы установления СЗЗ.

 В предварительных заключениях территориальные органы Роспотребнадзора рекомендуют отражать следующую информацию:

 1. Сведения об оценённых документах, позволивших установить соответствие земельного участка, от границ которого устанавливается окончательная санитарно-защитная зона, положениям пункта 3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

 2. Информацию о производственной мощности объекта (по перерабатываемому сырью, произведённой продукции, или другому показателю штатного режима работы объекта), для которого устанавливается окончательная СЗЗ. В случаях, когда обоснование расчётных границ СЗЗ проводилось для строящихся, реконструируемых, технически перевооружаемых объектов, в предварительное заключение в обязательном порядке должна быть внесена информация о том, достигло ли предприятие на момент проведения натурных исследований и измерений того штатного режима и проектной мощности, для которых проводилось обоснование расчётной СЗЗ.

 3. Анализ выполнения мероприятий по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, а также по организации СЗЗ, если необходимость проведения таковых была установлена ранее при согласовании расчётной СЗЗ.

 4. Анализ соответствия объёма выполненных натурных исследований и измерений программе наблюдений, ранее представляемой и оценённой в составе проекта СЗЗ, а также анализ сопоставления расчётных (ожидаемых) значений ПДК загрязняющих веществ и ПДУ физических факторов фактическим результатам проведённых исследований и измерений. Отдельно привести информацию о том, является ли представленный объем натурных исследований и измерений выполненным после достижения объектом проектной мощности и/или ввода в эксплуатацию после его технического перевооружения или реконструкции.

 5. Информацию об объёме и результатах проведённых лабораторных исследований и измерений на границе СЗЗ и в жилой застройке, выполненных в замках контрольно-надзорной деятельности, с указанием наличия (отсутствия) жалоб населения на ухудшение условий проживания в связи с эксплуатацией объекта, для которого устанавливается окончательный размер СЗЗ, и результаты рассмотрения данных обращений.

 6. Информацию о результатах оценки риска здоровью населения.

 7. Вывод о размере окончательной СЗЗ, который по итогам совокупного анализа расчётов, представленных в проекте СЗЗ, результатов оценки риска здоровью населения (для объектов 1 и 2 классов опасности) и выполненных натурных исследований и измерений признан территориальным органом Роспотребнадзора безопасным и соответствующим положениям пункт 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В случае несовпадения размеров СЗЗ, полученных на сновании вышеуказанных данных, решение по окончательному размеру данной 333 должно приниматься по варианту, обеспечивающему наибольшую Безопасность для населения согласно пункту 3.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, чем также должно быть указано в предварительном заключении.

 В отношении положений пункта 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 дополнительно обращаем внимание на недопустимость предъявления к хозяйствующим субъектам требований о временном периоде, в течение которого этот объем исследований (50 или 30 дней исследований в зависимости от класса опасности объекта) должен быть сформирован. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливает таких требований, равно как и требований о проведении исследований посезонно. Вместе с тем, целесообразно рекомендовать хозяйствующему субъекту проведение лабораторных исследований содержания в атмосферном воздухе загрязняющих веществ в условиях наихудшего рассеивания выбросов данных загрязняющих веществ.

 Отдельным вопросом рассмотрения и установления размеров СЗЗ, как зон с особым режимом использования территорий, является необходимость на основании закреплённого СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 режима СЗЗ накладывать ограничения на землепользование через внесение сведений об установлении СЗЗ в государственный кадастр недвижимости Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее -Федеральный закон № 221-ФЗ), пунктов 4, 17 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 (далее - Правила), органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить направление в установленном порядке сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия ими решений об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий, в том числе санитарно-защитных зон.

 Данная позиция Роспотребнадзора поддержана Министерством экономического развития Российской Федерации и Росреестром. При этом обращаем внимание, что ответственность за соответствие электронного файла и бумажного носителя несёт хозяйствующий субъект, обратившийся за установлением окончательной СЗЗ и предоставивший указанные данные.


Вам нужно разработать природоохранную документацию? Вас интересует Инвентаризация ИЗАпроект СЗЗОВОС? Позвоните 8 (861) 248-93-87 или напишите нам запрос на электронную почту info@systemaeco.ru. Мы сформируем индивидуальное предложение для вашего предприятия.

Нормативные документы