Можно ли установить СЗЗ для чужого объекта?

Нужен проект СЗЗ? У вас сложный объект и хотите довериться только профессионалам? Мы готовы вам помочь. Звоните. Сформируем для Вас оптимальное предложение.

В соответствии с частями 13 и 14 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ:

часть 13. <…>. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2024 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.. <…>.

часть 14. Если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 1 января 2025 года либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2028 года, за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.

 Отсюда следует, что правообладатели (собственники) объектов, в отношении которых должна быть установлена санитарно-защитная зона, обязаны обратиться в уполномоченный орган с заявлением об установлении СЗЗ в сроки, которые определены частями 13 и 14 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ.

 Отметим, что не исключают необходимость установления СЗЗ в отношении того или иного объекта следующие обстоятельства:

- территория, находящаяся за границами объекта, в отношении которого подлежит установлению СЗЗ, является санитарно-защитной зоной другого объекта;

- объект, в отношении которого подлежит установлению СЗЗ, располагается в СЗЗ другого объекта.

 Если коротко: действующее законодательство не предусматривает исключений из требования о необходимости установления СЗЗ для объектов в указанных ситуациях.

 При этом отметим, что санитарными правилами предусматривается возможность установления единой СЗЗ для нескольких объектов (группы промышленных объектов, промышленного узла).

Так, в соответствии с п. 2.4 "СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74:

для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.

 Согласно п. 3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс). Для них устанавливается единая расчетная санитарно-защитная зона, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер санитарно-защитной зоны. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности.

Для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов) санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта.

 При этом в соответствии с п. 14 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222:

к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:

а) проект санитарно-защитной зоны;

б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

 Таким образом, положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрены:

1) необходимость установления единой СЗЗ в отношении групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса);

2) возможность установления индивидуальной СЗЗ для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов).

В свою очередь, Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 не содержит положений, исключающих возможность установления единой СЗЗ для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса).

Стоит признать, что разработка и установление единой СЗЗ в ряде случаев являются предпочтительными не только с точки зрения реализации положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, но и с точки зрения подтверждения достаточности размеров проектируемой СЗЗ.

Подчас, установление индивидуальных СЗЗ представляется затруднительным, так как на (расчетных) границах СЗЗ не удается засвидетельствовать не превышение ПДК и ПДУ.

 При этом в ситуации, когда мы имеем дело с единой СЗЗ, изначально разработанной в отношении промышленного узла, наличие такой зоны исключает необходимость разработки и установления индивидуальной СЗЗ в отношении каждого из объектов, входящих в промышленный узел.

 Однако на практике единая СЗЗ всё же – скорее, исключение, нежели правило.

Мы же вернемся к рассмотрению ситуации, когда в отношении одного из граничащих объектов (предприятий) уже установлена индивидуальная СЗЗ.

 Возможно ли, что наличие индивидуальной СЗЗ одного предприятия само по себе "закрывает" вопрос о необходимости установления СЗЗ для соседнего предприятия (например, в ситуации, когда потенциальная СЗЗ окажется внутри уже установленной зоны)?

 Увы, но это не так, поскольку санитарно-эпидемиологическое законодательство не содержит положений:

1) предусматривающих возможность установления СЗЗ в отношении одного объекта в рамках индивидуальной СЗЗ другого объекта (в том числе в случае, если при разработке СЗЗ объекта учтен уровень химического, физического и (или) биологического воздействия, создаваемый соседним объектом);

2) исключающих необходимость установления СЗЗ в отношении объекта в случае, если такой объект располагается в границах СЗЗ соседнего объекта (даже если при разработке СЗЗ соседнего объекта учтен уровень химического, физического и (или) биологического воздействия, создаваемый рассматриваемым объектом).

 Также проблематичным представляется использование проекта СЗЗ, разработанного (и уже использованного) для установления зоны в отношении одного объекта, в целях установления СЗЗ в отношении соседнего объекта.

На наш взгляд, в случае если проект СЗЗ, разработанный правообладателем объекта, не содержит сведения о размерах и обоснование размеров и границ единой СЗЗ для группы промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), такой проект СЗЗ не может быть использован для цели установления СЗЗ в отношении объекта в рамках единой СЗЗ группы промышленных объектов или промышленного узла.

 Иными словами, в типичной ситуации проект СЗЗ, разработанный правообладателем объекта для установления индивидуальной СЗЗ в отношении такого объекта, не может быть использован для представления заявления об установлении индивидуальной СЗЗ в отношении другого объекта.

Это означает, что для объекта, в отношении которого еще не установлена СЗЗ, потребуется разработать "свой" проект санитарно-защитной зоны с обоснованием соответствующих размеров и границ.


Вам нужно разработать природоохранную документацию? Вас интересует Инвентаризация ИЗАпроект СЗЗОВОС? Позвоните 8 (861) 248-93-87 или напишите нам запрос на электронную почту info@systemaeco.ru. Мы сформируем индивидуальное предложение для вашего предприятия.


Нормативные документы