Государственная экологическая экспертиза

Любая хозяйственная деятельность должна соответствовать требованиям законодательства в природоохранной сфере. Для подтверждения этого перед тем, как предприятие начнет работать, оно должно пройти государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ). Эта процедура направлена на всестороннее изучение документации, которая обосновывает хозяйственную или иную деятельность, с целью предотвращения негативного воздействия будущего объекта на окружающую среду.

Виды экологической экспертизы

Существует два варианта экологической экспертизы:

  • государственная. Осуществляется федеральными или муниципальными органами исполнительной власти;
  • общественная. Организуется и проводится по инициативе общественных организаций или групп граждан.

Правовое регулирование

Основными законодательными актами, которые регламентируют проведение ГЭЭ, являются:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон № 174 от 23.11.1995. Специальный закон, регламентирующий проведение ГЭЭ;
  • Федеральный закон № 7 от 10.01.2002. Общий законодательный акт, который определяет основные принципы природоохранной деятельности;
  • Федеральный закон № 473 от 29.12.2014. Посвящен регулированию территорий опережающего социально-экономического развития в РФ;
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон № 92 от 10.07.2001. Регламентирует специальные экологические программы по реабилитации территорий, загрязненных радиационными отходами.

Важно учесть, что природоохранная деятельность регулируется не только государственными, но и различными региональными законодательными актами

Понятие и принципы государственной экологической экспертизы

Хозяйственная деятельность человека должна базироваться на рациональном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Нанесение вреда экологии запрещено российским и международным законодательством. При этом Конституция РФ устанавливает право каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее различных субъектов хозяйственной деятельности. Причем речь идет не только о существующих, но и о проектируемых объектах. Одной из гарантий данного права является законодательное регулирование формирования, поиска, получения и распространения информации. Главный источник этих сведений — общественная или государственная экологическая экспертиза. Ее основной признак заключается в непосредственном участии общества в процессе принятия решения по обсуждаемому объекту. Кроме того, в состав экспертной комиссии обязательно входят ученые и специалисты в различных областях науки.

Ключевым принципом экспертизы считается независимость и гласность. Также обязательно принимаются во внимание культурные, экологические, социальные последствия при реализации проектов на территориях проживания малых народов.

Статья 3 Федерального закона № 174 от 23.11.1995 устанавливает следующие принципы проведения государственной экологической экспертизы:

  • презумпция потенциальной опасности для окружающей среды любой планируемой хозяйственной или иной деятельности;
  • обязательность проведения экологической экспертизы до того, как будет принято решение о реализации объекта;
  • комплексность оценки воздействия хозяйственной или иной деятельности, а также его последствий на окружающую среду;
  • обязательность учета требований по безопасности окружающей среды при проведении экспертизы;
  • достоверность и полнота предоставляемой информации;
  • независимость экспертов при осуществлении ими своих полномочий в области ГЭЭ;
  • научная обоснованность, законность и объективность экспертных заключений;
  • гласность, участие общественных объединений и организаций, учет мнения общества;
  • ответственность участников ГЭЭ и заинтересованных лиц за организацию, проведение и результаты экспертизы.

Кто может проводить экспертизу?

Проведением ГЭЭ занимается Росприроднадзор. Разрабатывать документацию, которую необходимо предоставить экспертной комиссии, могут сторонние организации, работающие в области экологического проектирования.

Для кого проводится?

Экспертизе подлежат проекты, подразумевающие строительство, реконструкцию или ликвидацию объектов хозяйственной деятельности. Также она проводится для материалов по разработке и развитию месторождений полезных ископаемых, технической документации на новые технологии или оборудование. Полный перечень объектов ГЭЭ федерального и регионального уровней приведен в статьях 11 и 12 ФЗ № 174.

Субъектами государственной экологической экспертизы являются:

  • орган государственной власти, который уполномочен на организацию и проведение ГЭЭ;
  • экспертная комиссия;
  • эксперты ГЭЭ;
  • руководитель и члены экспертной комиссии;
  • заказчик документации, которая подлежит экспертизе;
  • лица, с которым заключены муниципальные или государственные контракты;
  • кредитные организации, их должностные лица, а также прочие юридические или физические лица, осуществляющие финансирование реализации объекта ГЭЭ;
  • заинтересованные лица;
  • общественные экологические организации, гражданские объединения;
  • консультанты в области ГЭЭ.

Порядок проведения

ГЭЭ проводится в соответствии с определенными правилами. В Федеральном законе № 174 приведен общий порядок осуществления экспертизы в отношении объектов, указанных в данном правовом акте, а также специальный порядок для объектов, которые упоминаются в других документах.

Государственная экологическая экспертиза проводится в следующем порядке:

  1. Разработка документации. Это комплексный процесс, который состоит из нескольких основных этапов. Сначала выполняется сбор исходных данных, документов и материалов от заказчика экспертизы и государственных органов. Затем осуществляют инженерные изыскания, на основании которых оценивается возможность реализации проекта хозяйственной деятельности в рамках законодательства по охране окружающей среды. Далее идет наиболее ответственный и сложный этап — разработка проектной документации. Он подразумевает проведение расчетов, подготовку технологических решений, текстовых и графических материалов, анализ альтернативных вариантов, обоснование проекта с точки зрения соответствия нормативно-правовым актам.
  2. Подача документов на государственную экологическую экспертизу. Комплект документации должен включать заявление на проведение ГЭЭ, опись всех материалов, которые предоставляются в уполномоченный государственный орган, проект, подлежащий экспертизе. Также необходимо подать положительные заключения контрольных и надзорных органов, если это предусмотрено законом, материалы обсуждений проекта с общественными организациями и гражданами, банковские реквизиты для выставления счета.
  3. Принятие и рассмотрение заявления. Если все документы поданы правильно, заказчику выставляется счет за проведение государственной экологической экспертизы, который нужно оплатить в течение 30 календарных дней. При необходимости орган власти делает дополнительные межведомственные запросы. После этого принимается приказ об организации и проведении ГЭЭ. Экспертиза должна быть начата не позднее 15-го дня с момента оплаты услуги. В течение этого периода формируется экспертная комиссия, утверждается ее персональный состав, назначаются руководитель и ответственный секретарь, определяется срок проведения ГЭЭ.
  4. Мероприятия экологической экспертизы. Их продолжительность не может превышать 2 месяцев. По заявлению заказчика данный срок может быть продлен на один месяц, если это не противоречит законодательным требованиям.

Результат экологической экспертизы

Итогом ГЭЭ является заключение экспертной комиссии. Оно подается в Росприроднадзор для утверждения, после чего приобретает официальный статус. Утвержденное заключение направляется заказчику, а также органам государственной власти, осуществляющим экологический надзор, органам местного самоуправления, кредитным организациям, которые участвуют в финансировании проекта.

Заключение комиссии содержит обоснованные выводы о соответствии предоставленной документации требованиям законов по защите окружающей среды. К нему прилагаются все мнения специалистов, которые разошлись с общей позицией документа. Заключение может быть положительным или отрицательным. В первом случае заказчик получает право на реализацию проекта экологической экспертизы. Во втором — ему необходимо доработать проект согласно замечаниям и предложениям экспертной комиссии или отказаться от реализации объекта. Заключение может быть оспорено в суде.

Изменения в процедуре проведения экспертизы

Постановлением Правительства РФ № 1796 от 07.11.2020 был внесен ряд изменений в порядок проведения ГЭЭ. Они несколько упрощают и ускоряют процедуру прохождения экспертизы. Документы теперь можно подавать в электронном виде через ведомственный программный ресурс или Единый портал госуслуг. Срок проведения государственной экологической экспертизы уменьшен с четырех до двух месяцев, а возможность его продления по заявлению заказчика — с двух до одного месяца. Сведения о заключении экспертной комиссии должны обязательно размещаться на официальном сайте государственного органа, который проводил конкретную проверку

ООО «СИСТЕМАЭКО» поможет вам подготовиться к государственной экологической экспертизе. Мы оказываем широкий спектр услуг в области природоохранного проектирования. Обладаем многолетним опытом аудита предприятий, знаем специфику проверок исполнительными органами, оказываем всестороннюю техническую и юридическую поддержку. С нашей помощью вы сможете избежать отрицательного заключения экспертной комиссии, которое приведет либо к полной отмене проекта, либо к затратным мероприятиям по устранению несоответствий.

Напишите нам через форму обратной связи или позвоните по телефону 8 (861) 248 93 87

Вам может быть интересно