Общественные обсуждения: тонкости и детали

Общественные обсуждения являются важной частью процесса принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления. Они позволяют гражданам выразить своё мнение по общественно значимым вопросам и проектам решений, которые затрагивают их интересы.

Вот несколько ключевых моментов, которые нужно знать об общественных обсуждениях:
1.     Цель: Общественные обсуждения проводятся с целью учёта мнения общественности при разработке и реализации различных проектов и программ.
2.     Участники: В обсуждениях могут участвовать представители различных профессиональных и социальных групп, в том числе лица, права и законные интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты решением.
3.     Порядок проведения: Порядок проведения общественных обсуждений устанавливается их организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организатор должен заранее обнародовать информацию о вопросе, выносимом на обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов.
4.     Участие: Участники общественных обсуждений вправе свободно выражать своё мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на обсуждение.
5.     Результаты: По результатам общественных обсуждений подготавливается итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в соответствующие органы власти и обнародуется в соответствии с законодательством.

Общественные обсуждения материалов Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проводятся в следующих местах:
1.     Места проведения общественных обсуждений определяются органом местного самоуправления (ОМСУ), который отвечает за организацию этих обсуждений.
2.     В зависимости от уровня проведения обсуждений (муниципальный, региональный или федеральный) размещение уведомлений и доступ к материалам для общественности могут различаться.
3.     На муниципальном уровне уведомление размещается на официальном сайте ОМСУ или в официальном периодическом издании.
4.     На региональном и федеральном уровнях уведомление размещается на официальных сайтах соответствующих органов власти и территориальных подразделений Росприроднадзора.

ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду) должна пройти через процедуру общественных обсуждений в следующих случаях:
1.     Если проект, подлежащий оценке, относится к объектам, не входящим в категории I-III, и не подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.
2.     Если деятельность, связанная с проектом, не подлежит государственной экологической экспертизе.
В таких случаях общественные обсуждения должны проводиться в течение определенного срока:
·         По проекту Технического задания или предварительным материалам ОВОС для проектов, не подлежащих государственной экологической экспертизе, срок составляет не менее 10 календарных дней.
·         По предварительным материалам ОВОС для проектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, срок составляет не менее 30 календарных дней без учета дней проведения общественных слушаний.
 
   В соответствии с действующим законодательством при подготовке материалов оценка воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает участие общественности при организации и проведении оценки воздействия на окружающую среду (абзац 2 п. 3 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утв. Приказом Минприроды России от 01.12.2020 г. № 999).
  Определимся с объектами (документацией), которая представляется общественности.
Требованиями, утв. Приказом Минприроды России от 01.12.2020 г. № 999, предусмотрены следующие обязанности заказчика (исполнителя) документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности при формировании материалов оценки воздействия на окружающую среду.
  Заказчиком (исполнителем):
1) подготавливается и представляется в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления уведомление о проведении общественных обсуждений проекта Технического задания (далее также - объект общественного обсуждения) [в случае принятия решения о разработке Технического задания];
2) проводятся общественные обсуждения проекта Технического задания, анализ и учет замечаний, предложений и информации, поступивших от общественности, и утверждение Технического задания (в случае принятия заказчиком решения о подготовке Технического задания);
3) подготавливается и направляется в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления уведомление о проведении общественных обсуждений предварительных материалов ОВОС (или объекта экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду);
4) проводятся общественные обсуждения предварительных материалов ОВОС (или объекта экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду).

С одной стороны, организация и проведение общественных обсуждений отнесены к обязанностям заказчика (исполнителя).
Однако это справедливо лишь отчасти. Требованиями предусмотрено, что заказчиком (исполнителем) проводятся общественные обсуждения проекта Технического задания, предварительных материалов ОВОС (или объекта экологической экспертизы, включая предварительные материалы ОВОС).
Однако здесь же в Требованиях устанавливается, что материалы оценки воздействия должны содержать сведения об органах государственной власти и (или) органах местного самоуправления, ответственных за информирование общественности, организацию и проведение общественных обсуждений.
  Таким образом, вопросы проведения общественных обсуждений охватываются и ответственностью заказчика (исполнителя), и ответственностью уполномоченных органов (преимущественно органов МСУ).
Вместе с тем, выбирая "самого ответственного" (в контексте подготовки материалов ОВОС по объекту ГЭЭ), отдадим должное закону и вспомним, что статьей 9 ФЗ "Об экологической экспертизе" полномочия по организации общественных обсуждений, проведению опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, отнесены к компетенции органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
  При этом возникновение обязанностей уполномоченных органов напрямую зависит от исполнения заказчиком (исполнителем) обязанности по направлению в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления уведомления о проведении общественных обсуждений.
В связи с этим, отправной точкой для проведения общественных обсуждений, безусловно, являются действия заказчика (исполнителя).

  Формы общественных обсуждений.
  В пункте 7.9.3 Требований, утв. Приказом Минприроды России от 01.12.2020 г. № 999, предусмотрены следующие возможные формы общественных обсуждений:
простое информирование (информирование общественности с указанием места размещения объекта общественного обсуждения и сбором замечаний, комментариев и предложений по адресу (адресам), в том числе электронной почты, согласно уведомлению), в случае проведения общественного обсуждения:
- проекта Технического задания;
- объекта экологической экспертизы, включая предварительные материалы ОВОС, переработанного в соответствии с отрицательным заключением государственной экологической экспертизы;
- объекта экологической экспертизы, доработанного по замечаниям экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в случае если вносимые корректировки затрагивают мероприятия по охране окружающей среды;
- предварительных материалов ОВОС в отношении планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов I-III категорий,
- предварительных материалов ОВОС в отношении планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов ГЭЭ;
опрос (информирование общественности с указанием места размещения для ознакомления объекта общественных обсуждений, порядком сбора замечаний, комментариев и предложений общественности в форме опросных листов и оформлением протокола опроса);
общественные слушания (информирование общественности с указанием места размещения для ознакомления объекта общественных обсуждений, даты, времени и места проведения общественных слушаний, и оформлением регистрационных листов и протокола общественных слушаний);
иная форма общественных обсуждений, обеспечивающая информирование общественности, ее ознакомление с объектом общественных обсуждений и получение замечаний, комментариев и предложений по объекту общественных обсуждений с указанием места размещения материалов для обсуждения и сбором замечаний, комментариев и предложений (конференция, круглый стол, анкетирование, консультации с общественностью, а также совмещение форм, указанных в настоящем пункте).
  Как видим, единственной формой общественных обсуждений, для которой известны относительно конкретные критерии выбора, является простое информирование.
Иными словами, Требования четко определяют перечень случаев, когда общественные обсуждения могут быть проведены в форме простого информирования.
Важно понимать, что форма простого информирования не освобождает от необходимости сбора, анализа и учета замечаний, комментариев и предложений по объекту обсуждений.
Это лишь один из возможных вариантов информирования общественности и сбора общественного мнения, которое должно быть учтено при разработке материалов оценки воздействия.

  Выбор формы общественных обсуждений.
  Отметим, что заказчик (исполнитель) опосредованно может повлиять на выбор формы обсуждений, так как в уведомлении о проведении общественных обсуждений (которое направляется заказчиком (исполнителем) в орган МСУ или орган исполнительной власти (в соответствии с компетенцией)) указываются, в частности, предполагаемая форма и срок проведения общественных обсуждений.
  Вместе с тем на основании п. 7.9.3 Требований в состав материалов ОВОС включаются сведения о форме проведения общественных обсуждений, определенной органами местного самоуправления (или органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), по согласованию с заказчиком (исполнителем).
  Таким образом, форма проведения общественных обсуждений, определяется уполномоченным органом (как правило, органом МСУ) по согласованию с заказчиком (исполнителем).
Примечательно при этом, что Требования, утв. Приказом Минприроды России от 01.12.2020 г. № 999, не устанавливают какие-либо критерии для выбора (определения) наиболее подходящей формы общественного обсуждения (если, конечно, речь не идет о форме простого информирования, о которой мы упоминали ранее).
  Дополнительно напомним, что основная информация об организации и проведении общественных обсуждений является составной частью материалов оценки воздействия.
В этой связи нарушение требований к проведению общественных обсуждений на практике расценивается как нарушение требований к самим материалам оценки воздействия, что существенным образом повышает важность учета и соблюдения правил обеспечения участия общественности при организации и проведении оценки воздействия на окружающую среду.