Набор конкретных мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ

В обязанности лиц, имеющих источники выбросов, входит проведение мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферный воздух, которые:

- соответствуют требованиям к таким мероприятиям, установленным Минприроды России;

- согласованы с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Такая обязанность возникает при получении прогнозов НМУ.

 

Приказом Минприроды России от 28.11.2019 г. № 811 утверждены "Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий". При этом в отношении непосредственно мероприятий, планируемых к проведению, в Требованиях остается определенный простор для творчества хозяйствующих субъектов.

 

Конечно, можно ориентироваться на Приложение 1 к Требованиям "Рекомендуемый перечень мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности".

Но, мы понимаем, что это только рекомендации.

Кроме того, вполне вероятно, что конкретному лицу не понадобятся абсолютно все из перечисленных в рекомендуемом перечне мероприятия.

 

Можно возразить, что в документе заложен ключевой принцип разработки мероприятий (п. 12 Требований, утв. Приказом Минприроды России от 28.11.2019 г. № 811:

мероприятия при НМУ должны обеспечивать снижение создаваемых выбросами источников ОНВ приземных концентраций по Перечню загрязняющих веществ совместно с другими источниками для рассматриваемой контрольной точки:

на 15-20% при НМУ 1 степени опасности;

на 20-40% при НМУ 2 степени опасности;

на 40-60% при НМУ 3 степени опасности.

 

Иными словами, критерием достаточности проектируемого хозяйствующим субъектом мероприятия выступает степень (процент) снижения создаваемых выбросами приземных концентраций выбросов для каждой степени опасности НМУ.

 

Однако при составлении перечня мероприятий и, главное, при его согласовании сохраняются пресловутые "но".

 

Так, рекомендации приводятся не для всех видов экономической деятельности. Вернее сказать, лишь для 7-ми укрупненных направлений хозяйственной деятельности:

  • деятельность по обеспечению электрической энергией, газом и паром;
  • деятельность по металлургическому производству с использованием оборудования для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки;
  • деятельность по металлургическому производству с использованием оборудования для производства цветных металлов из руды, концентратов или вторичного сырья;
  • деятельность по производству машин и оборудования
  • деятельность по производству прочей неметаллической минеральной продукции;
  • деятельность по производству химических веществ и химических продуктов;
  • деятельность в портах.
  • Очевидно, что для иных направлений возможный список мероприятий придется придумывать самим предприятиям.

Второе "но" – предоставленный простор в выборе мероприятий.

Возможность самостоятельно определять свои действия – момент положительный. Но в тех случаях, когда на собственное видение чего-либо требуется одобрение/согласование со стороны государственного органа, отсутствие четких правил игры является не всегда положительным.

 

Возьмем, к примеру, рекомендуемые мероприятия для деятельности по производству химических веществ и химических продуктов:

  • ограничивать или полностью прекращать работы, связанные с регенерацией катализаторов и осушителей;
  • перераспределять нагрузку работающих печей;
  • обеспечивать полное сжигание отработанных газов в технологических печах;
  • останавливать или сокращать работы вспомогательных и опытных производств;
  • исключать из технологической схемы колонны отпарки сточных вод и их перевод в емкости;
  • повышать эффективность работы газопылеулавливающих установок путем увеличения плотности орошения скрубберов, изменения схем подачи рассола на холодильники, плавного сброса давления в аппаратах;
  • прекращать или ограничивать работу по переливанию вредных и особенно быстроиспаряющихся жидкостей;
  • смещать во времени операции (например, синтез), в результате которых выделяется значительное количество загрязняющих веществ.

Сам хозяйствующий субъект либо привлеченная проектная организация может без труда выбрать даже из данного списка понравившиеся меры, "просчитать" их на предмет достаточности (% снижения выбросов для каждой степени прогнозов НМУ).

При этом органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, на стадии согласования задуманных мероприятий могут исходить из собственного, порой "перестраховочного" представления о достаточности предложенной комбинации мероприятий.

 

Таким образом, вопрос достаточности мероприятий при НМУ:

- с одной стороны, не столь детально, как хотелось бы, "прописан" в Требованиях, утв. Приказом Минприроды России от 28.11.2019 г. № 811;

- с другой стороны, имеет важное значение для исключения разнотолков со стороны разработчика мероприятий и согласующих органов.

 

Отметим, что в данном случае мы имеем дело не с территориальными органами Росприроднадзора (хотя бы часть из которых, как правило, старается следовать указаниям "центра"), а с восьмьюдесятью самостоятельными органами со своими собственными представлениями о том, как трактовать Приказ Минприроды России и как его применять на стадии согласования мероприятий.

 

В итоге: то, что нам необходимо, - определенное общее указание сверху, в идеале в виде нормативного правового акта на федеральном уровне, либо минимум письма.

 

Минприроды России же дает неоднозначные ответы на вопросы о достаточности мероприятий при НМУ.

Например, в письме от 27.07.2020 г. № 12-50/9437-ОГ Минприроды России указало, что:

достаточность мероприятий при НМУ, разработанных для конкретного предприятия с учетом особенностей его деятельности и места расположения, или обоснованность отсутствия необходимости проведения таких мероприятий подтверждается в рамках согласования с уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

Иными словами, каждый регион в процессе каждого конкретного согласования вправе сам решать – достаточно ли для объекта химической промышленности, например мер по сокращению работы вспомогательных и опытных производств + перераспределению нагрузки работающих печей, или дополнительно требуется предусмотреть прекращение работы по переливанию вредных и быстроиспаряющихся жидкостей.

Понятно, что при существующем подходе федерального центра, решение подобных вопросов при согласовании мероприятий при НМУ будет осуществляться не единообразно.

 

Еще один момент – надежда на то, что регионы "доработают" свои нормативные акты, регулирующие вопросы согласования мероприятий при НМУ, и определят некие дополнительные указания/критерии, позволяющие хозяйствующим субъектам в конкретном регионе еще на стадии разработки мероприятий подготовиться к взаимодействию с госорганом с учетом его видения проблемы.

Например, каждый субъект РФ мог бы предусмотреть новые детальные основания для отказа в согласовании мероприятий в случае их "недостаточности".

Однако до сих пор еще не все регионы учли в своих нормативных актах данный федеральный документ.

 

Но и те субъекты РФ, где Приказ № 811 учтен в региональном нормотворчестве, не идут дальше, чем декларирование необходимости его соблюдения при разработке мероприятий хозяйствующими субъектами.

Во многих региональных документах предусмотрено, что несоответствие мероприятий при НМУ требованиям Приказа № 811 является основанием для отказа в согласовании мероприятий.

При этом чаще всего невозможно отыскать ответ на вопрос: какие именно нарушения требований Приказа № 811 являются основанием для отказа в согласовании мероприятий.

 

В некоторых региональных нормативных актах схожее основание для отказа в согласовании сформулировано еще шире:

несоответствие мероприятий требованиям нормативных и методических документов по их разработке (например, в ЯНАО, Самарской области).

 

Лишь в немногих субъектах РФ мы встречаем более развернутое регулирование вопроса достаточности проектируемых мероприятий при НМУ.

Так, например, по Административному регламенту предоставления государственной услуги по согласованию планов мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (утв. Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 29.06.2020 г. № 713-п) одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является:

недостаточность предлагаемых мероприятий для достижения необходимого снижения создаваемых выбросами от источников объекта приземных концентраций загрязняющих веществ совместно с другими источниками для рассматриваемой контрольной точки:

на 15 – 20% при НМУ 1 степени опасности;

на 20 – 40% при НМУ 2 степени опасности;

на 40 – 60% при НМУ 3 степени опасности.