Инвентаризация отходов - обязанность для всех организаций
Необходимо ли проводить инвентаризацию отходов для предприятий с категорией НВОС 3 и 4?
Разберем подробно Порядок учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1028.
Нас интересует вопрос об установлении необходимости проведения фактической инвентаризации отходов.
Порядок, утв. Приказом № 1028, не содержит положений, прямо указывающих на необходимость проведения инвентаризации отходов. Однако мы будем говорить о действиях, которые похожи на действия по инвентаризации отходов, по своей сути ими являются. Отправная точка – пункт 7 Порядка, определяющий перечень работ по организации учета образующихся отходов.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в рамках организации учета образующихся отходов должны:
- выявлять вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений;
- выявлять изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;
- проводить паспортизацию отходов и отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности, установленном Минприроды России.
Как видим, формально необходимость проведения инвентаризации отходов не предусмотрена. Тем не менее, на наш взгляд, проводимые работы являются не чем иным, как инвентаризацией отходов.
Более того, результат таких работ должен быть определенным образом документирован.
Для этого в обязательном порядке формируется документ – "Состав образующихся видов отходов, подлежащих учету".
Рекомендуемый образец состава образующихся видов отходов, подлежащих учету, приведен в приложении № 1 к Порядку, утв. Приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1028.
"Состав образующихся видов отходов, подлежащих учету" должен включать в себя следующие сведения:
- наименование вида отхода;
- код по ФККО;
- класс опасности вида отхода;
- происхождение и условия образования вида отхода;
- агрегатное состояние и физическую форму вида отхода;
- химический и (или) компонентный состав вида отхода.
Следует обратить внимание на то, что формирование "Состава образующихся видов отходов, подлежащих учету" представляет собой фиксацию результата работ по организации учета образующихся отходов.
Необходимость формирования указанного документа является обязательным требованием.
Однако, по нашим наблюдениям, хозяйствующие субъекты иногда могут упускать из вида установленную обязанность и не озадачены формированием "Состава образующихся видов отходов, подлежащих учету".
Возможно, тому способствует отсутствие в Порядке, утв. Приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1028, каких-либо временных рамок для формирования "Состава образующихся видов отходов, подлежащих учету".
Вместе с тем, целесообразно учитывать, что надзорный орган (к примеру, при проведении проверки или в рамках административного производства) может проверить соблюдение обязательного требования, содержащегося в Порядке, утв. Приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1028, предусматривающего необходимость формирования по результатам учета отходов такого документа, как "Состав образующихся видов отходов, подлежащих учету".
При этом несоблюдение требований к формированию, наличию указанного документа на практике может быть квалифицировано надзорным органом как свидетельство неисполнения обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, ответственность за которое установлена частью 10 ст. 8.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.